Опубликовано 29.09.2018


Закупки госзаказчиков и госкомпаний могут просесть в октябре из-за неготовности участников рынка к работе с механизмом спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок на участие в торгах, полагают эксперты.

С 1 октября начнут действовать ряд взаимосвязанных нововведений в рамках контрактной системы. Речь идет о начале функционирования электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок и прошедших аудит Минфина и ФАС России на соответствие требования закона "О контрактной системе" (44-ФЗ). Такую проверку прошли и со своей стороны уже подписали соответствующие соглашения восемь ЭТП.

Одновременно с этим начнет действовать механизм спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок на участие в госзакупках. Такие спецсчета могут открывать и вести 18 банков, перечень которых также утвержден правительством.

Также с 1 октября на восьми ЭТП по правилам, приближенным к нормам 44-ФЗ, должны проводиться закупки госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комплекс этих нововведений и отсутствие переходного периода в процессе их запуска вызывает настороженность со стороны участников рынка закупок, который за последние несколько лет уже пережил несколько периодов турбулентности в результате изменения регулирования.

БУДЬ ГОТОВ - К ЧЕМУ, КОГДА?!

Наибольшие опасения у экспертов вызывает ситуация в сегменте закупок госкомпаний. По словам представителей крупных холдинговых госкомпаний, в их структуре имеются десятки предприятий, которые с 1 октября должны будут проводить закупки на аккредитованных ЭТП. Однако наладить взаимодействие с ними, подготовить и разместить типовую конкурсную документацию они не могут - площадки только сейчас прошли аудит и формально еще не аккредитованы для работы в рамках контрактной системы. То есть, все рабочие организационные вопросы предстоит решать уже после 1 октября, что потребует определенного времени, на которое закупки госкомпаний у субъектов МСП могут просто подвиснуть.

Еще большую степень неготовности проявляют сами субъекты МСП, которые прежде не работали в контрактной системе и взаимодействовали с госкомпаниями в рамках закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ).

По словам представителей госкомпаний, тысячи и десятки тысяч МСП не сталкивались прежде с жесткими требованиями 44-ФЗ, и на адаптацию к работе по новым правилам им потребуется время, которого у них может не оказаться. "Неучастие субъекта МСП в 2-3 закупках может для небольшого производителя закончиться закрытием его бизнеса, - отметил один из экспертов. - А оснований для этого новые правила предоставляют более чем достаточно: упомянул в заявке название товара, например, и мы формально должны ее отклонить".

По мнению участников рынка, резкий перевод субъектов МСП на работу по правилам, приближенным к нормам 44-ФЗ, приведет к массовым случаям отклонения заявок на участие в торгах и, возможно, срывам самих торгов.

До конца года Минфин планирует унифицировать правила закупок госкомпаний у МСП с соответствующими нормами 44-ФЗ.

"Также считаем целесообразным полностью унифицировать закупки госкомпаний у субъектов МСП с аналогичными нормами, которые действуют в 44-ФЗ, - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров в интервью "Интерфаксу". - Поскольку такие закупки госкомпании должны будут проводить на универсальных ЭТП в соответствии с правилами и порядком, прописанными в законе "О контрактной системе", то логичным будет определить для таких закупок и соответствующие закупочные процедуры".

Кроме того, эксперты отмечают появление еще одной проблемы, косвенно связанной с особенностями проведения закупок в рамках контрактной системы. В соответствии с нормами 44-ФЗ участники закупок не знают наименований своих конкурентов по конкретной закупке. Однако для небольших производителей из числа МСП этот момент очень важен для подготовки ценового предложения - они должны знать, с кем конкурируют. "Практика показывает, что такая анонимность при закупках ведет к тому, что производители приходят на торги с неадекватными предложениями, без запаса прочности для понижения цены", - отметил представитель одной из госкомпаний.

КТО ЛЮБИТ СЧЕТ

Отдельные опасения у участников закупок вызывает неготовность финансовой системы к работе с механизмом спецсчетов. Формально препятствий для этого нет - банки определены, правила и порядок открытия и ведения спецсчетов приняты, уполномоченные банки подписали с ЭТП соглашения о взаимодействии. Однако, по словам экспертов, на практике такое взаимодействие между площадками и значительной частью банков так и не организовано.

К настоящему времени официально о запуске услуг по открытию и ведению спецсчетов объявил Сбербанк (MOEX: SBER). О планах начать с 1 октября работу с операторами ЭТП по открытию и ведению спецсчетов заявил также Московский кредитный банк (MOEX: CBOM). Со всеми или значительной частью площадок организовали взаимодействие банки, дочерними структурами которых являются сами ЭТП. Помимо Сбербанка, это ВТБ (MOEX: VTBR) и Совкомбанк.

В случае со спецсчетами основная проблема заключается в том, что к 1 октября значительная часть поставщиков так и не открыла спецсчета или не воспользовалась возможностью оформить допсоглашение об использовании лицевого счета в качестве спецсчета. Без последнего с 1 октября участие поставщика в госзакупках или закупках госкомпаний (в части закупок у МСП) становится невозможным.

Банки, которые уже работают со спецсчетами, данные об открытии таких счетов не раскрывают.

"Мы прогнозируем наличие спецсчетов у 70-80% всех активных поставщиков до конца года, - сказал "Интерфаксу" гендиректор "РТС-Тендер" Владимир Лишенков. - Полагаем, что для полного перехода всего рынка на формат работы со спецсчетами потребуется до полугода. При этом переходный период не окажет существенного влияния на отрасль закупок, поскольку процесс будет органическим, потенциальные участники будут находить актуальные для себя закупки, в рамках подготовки к ним открывать для себя спецсчет и принимать участие".

В пресс-службе Минфина РФ "Интерфаксу" сообщили, что всеми банками и операторами организовано взаимодействие, и оно сейчас находится в разной степени готовности. "В целом порядка 10-13 банков находятся в высокой степени взаимодействия с операторами, а остальные планируют завершить данную работу до 1 октября, - сказали в министерстве. - По сведениям, размещенным на официальных сайтах банков, не прослеживается сложностей и значительных временных затрат для открытия спецсчетов. При этом новый механизм спецсчетов будет применяться к закупкам, извещения о проведении которых будут размещены после 1 октября, что означает наличие у участников закупок достаточного времени для открытия спецсчетов для участия в таких закупках даже после наступления этой даты".

ПРОБЛЕМА ЕСТЬ - НЕТ РЕШЕНИЯ

По мнению участников рынка, к внедрению масштабных изменений в работе системы закупок необходимо готовиться - обеспечить готовность инфраструктуры, а прежде всего - участников закупок.

"Одного информирования участников закупок о новациях, которое часто выражается только в публикации проектов нормативных правовых актов или принятых законов, недостаточно, - сказал представитель одной из госкомпаний. - Мы, конечно, занимаемся обучением наших поставщиков, поскольку заинтересованы в этом, но этого недостаточно".

Обучением поставщиков работе в рамках контрактной системы занимаются не только крупные госкомпании и госзаказчики (например, правительство Москвы), но и ряд ЭТП.

"За последние три месяца мы провели масштабную разъяснительную работу по теме специальных счетов, а также приступили к открытию специальных счетов для участников закупок", - отметил В.Лишенков.

При этом глава "РТС-Тендер" отметил, что развитие ситуации на рынке закупок будет зависеть от активности заказчиков - при их активной позиции компания не прогнозирует проседания рынка.

 

ИСТОЧНИК  http://prozakupki.interfax.ru/articles/1107