Опубликовано 23.07.2020


Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях поправки к законам "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции.

Закон предусматривают внесение, соответственно, в 44-ФЗ и 223-ФЗ поправок, которые наделяют правительство РФ правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании. Также правительство будет устанавливать размер квоты.

Кроме того, эти поправки определяют порядок формирования и публикации отчетности о выполнении заказчиками квот по закупкам российской продукции.

Также в документе оговаривается, что норма о квотировании не распространяется на закупку силовых ведомств, связанных с контрразведывательной деятельностью, борьбой с терроризмом, осуществлением государственной охраны.

Действие положений о квотировании закупок будет распространяться не только на российскую продукцию, но и на товары, произведенные в странах ЕАЭС.

"Практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний нужно менять", - отмечал председатель правительства Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в июне, на котором рассматривались эти поправки.

"На сегодняшний день емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, составляет порядка 8,2 трлн рублей и 21,3 трлн рублей соответственно (данные за 2019 год - ИФ), - пояснял вице-премьер РФ Юрий Борисов в Госдуме при рассмотрении поправок в первом чтении. - Порядка одной трети приходится на российскую продукцию, без учета работ и услуг, а остальное - импорт. Глядя на такое соотношение, невольно возникает вопрос - а почему так много импорта мы закупаем? Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных возможностей, и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Ответ однозначен - можем и есть".

При этом Борисов отмечал, что с 2015-го по 2019-й годы на проекты импортозамещения в промышленности из всех источников было затрачено более 2 трлн рублей, что позволило существенно развить отечественную производственную и технологическую базу. "Благодаря этой работе мы достигли уровня компетенций, достаточного для конкуренции с импортной продукцией на внутреннем рынке по широкому спектру позиций, - говорил он. - <...> Квоты будут "включаться" именно там, где мы видим наличие возможностей у промышленности, но в противовес этому - доминирование импорта по непонятным причинам".

В свою очередь замглавы Минэкономразвития Оксана Тарасенко ранее заявляла "Интерфаксу", что квоты на закупку российских товаров будут распространяться прежде всего на продукцию высокотехнологичных отраслей экономики.

"Предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения, - говорила Тарасенко. - Стимулирование данных отраслей повышает технологическую устойчивость экономики в целом".

Как сообщалось, эти законопроекты были подготовлены в январе-феврале текущего года Минпромторгом РФ. Тогда эти предложения не получили одобрения со стороны Минфина РФ.

Это не первое такое предложение (о квотировании закупок российской продукции) Минпромторга. Так, летом прошлого года Минпромторг подготовил проект правительственного постановления, которым для товаров российского производства предлагалось установить долю в закупках государственных заказчиков в размере не менее 30% от годового объема закупок в 2020 году и не менее 50% - в 2021 году. Тогда предложение Минпромторга не поддержали Минфин и ФАС России.

 

ИСТОЧНИК http://prozakupki.interfax.ru/articles/1843